Мультикоптеры

    Вертолет и мультикоптер – чем они отличаются друг от друга? Практически всем. Начиная от расположения и количества винтов до отсутствия пилота в кабине. Вертолет – это чаще пилотируемый аппарат. Его источник питания – двигатель внутреннего сгорания. У него два винта, неважно по какой схеме: классической, соосной, продольной или поперечной. Мультикоптеры – это, как правило, беспилотные аппараты с электродвигателями, которые питаются от мощных батарей. Количество винтов у них от трех и больше, отсюда и приставка «мульти» в названии. Самые распространенные схемы – 4, 6 и 8 винтов, в зависимости от массы полезной нагрузки.



      Но даже если взять небольшую модель вертолета и сравнимый по размерам мультикоптер, между ними будет одно принципиальное отличие. Механизм для управления несущим винтом вертолета именуется автоматом перекоса. Он изменяет угол установки лопастей во время вращения и позволяет вертолету лететь в любую сторону. У мультикоптера нет автомата перекоса. Его лопасти зафиксированы под одним углом и перемещения в пространстве происходят за счет разной скорости вращения винтов. Например, с одной стороны лопасти крутятся быстрее – аппарат летит в сторону, все вместе вращаются медленнее – машина снижается, и т.д. Автомат перекоса – это, по сути, вынужденная мера. Устройство винтов мультикоптеров проще и эффективнее, чем у вертолетов. Но для больших пилотируемых аппаратов такой механизм не подойдет. У мультикоптеров на каждый винт работает отдельный электродвигатель. Сделать нечто подобное для обычных вертолетов пока запредельно дорого, почти невозможно и крайне ненадежно.
       Чисто технически несколько лет назад появились три основные компоненты коптеров: литий-полимерные батареи, бесколлекторные двигатели и контроллеры управления. Литий-полимерные батареи при относительно небольшом размере способны выдавать достаточно большой ток. У бесколлекторных двигателей легко изменяется скорость вращения, отсутствуют контактные электрические детали на роторе. А контроллеры позволяют аппарату понимать его положение в пространстве. Благодаря именно этим 3 составляющим мультиоптеры стали быстрыми, мощными и полуавтоматическими. Почти у всех миникоптеров нет контроллеров, которые автоматически поддерживают высоту. Эти машины сами выравнивают себя по линии горизонта и только. У больших и средних мультикоптеров стоят более продвинутые системы, поэтому управлять их полетами гораздо проще.

Мультикоптеры стали удобной в эксплуатации летающей платформой. С их помощью можно вести съемку, перевозить небольшие грузы, прикреплять к ним различное оборудование и датчики. Но это далеко не все их возможности. Еще многое только предстоит изучить.